Кораблестроение в Кёнигсберге предположительно зародилось в 16-м веке на основе небольших ремонтных мастерских и маленьких доков. Некоторая отдалённость от моря и ненадежность морского фарватера не способствовала активному строительству плавучих средств. Во время своего посещения Кенигсберга в 1716 году русский царь Петр Великий, в сопровождении бургомистра Негеляйна, побывал на Кнайпхофских верфях и осмотрел три морских капера, предназначенных для военных действий против Швеции. А ранее, в 1697 году, будучи в Кенигсберге, Пётр 1 «осмотрел в городе всё, достойное любопытства, и не оставил никаких мастерив без посещения и без осмотрения работ их».
Открытка завода «Шихау», Кёнигсберг, 1930-е годы
Лишь во второй половине XIX века в Кёнигсберге появились верфи в том значении, как мы сейчас понимаем. Верфи располагались в черте города, в его западной части, на берегах реки Прегеля. Толчком к развитию судостроения послужили события Семилетней войны, когда прусский король Фридрих Великий после 1765 года принялся интенсивно прокладывать сеть внутренних речных каналов. Тем самым король намеривался оживить экономику за счёт дешёвого речного транспорта и избавиться от опасных морских путешествий.
В 1785 году в Кенигсберге строилось за год 10-15 кораблей. В 1804 году на воду сошёл 21 корабль, в том числе: семнадцать полнопарусных (крупнотоннажных) кораблей типа «Фольшиффе», четыре барка (трёхмачтовое судно), два брига, семь галеасов (парусно-гребное трёхмачтовое судно) и одно одномачтовое рыболовное судно типа «Шмак».