RUS ENG
RUS ENG
Штурмовики Кёнигсберга
Пресс-центр / Корабелы Великой Победы / Штурмовики Кёнигсберга
1300--Штурмовики-Кёнигсберга-
Shadow

9 апреля 1945 года войска советской армии взяли штурмом неприступный город-крепость Кёнигсберг. Этот штурм стал одним из символов побед Красной армии заключительного периода войны. «Страна-каземат! Город — железобетонный кулак, покрытый туманом и мглой. Пропитанный ядом, начиненный порохом и железом город-крепость Кенигсберг — очаг прусского милитаризма», — так описывал столицу Восточной Пруссии один из советских офицеров-артиллеристов, участвовавших в его взятии. Это вполне однозначно характеризует отношение к городу людей того поколения.⠀

Взятие Кёнигсберга — одна из самых ярких страниц в истории завершающего этапа Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование многократно заявляло о неприступности столицы Восточной Пруссии. 10 апреля 1945 года над башней «Дона», одним из последних очагов гитлеровского сопротивления, был поднят красный флаг. Операция по взятию Кёнигсберга была осуществлена за считанные дни с минимальными потерями.⠀

Помимо учреждения медали «За взятие Кёнигсберга», которой было награждено 760 000 человек, 216 солдат и офицеров Красной армии за штурм Кёнигсберга были удостоены звания Героя Советского Союза, 98 воинских частей получили название «Кёнигсбергские». После войны Кёнигсберг стал советским городом и в 1946 году был переименован в Калининград.

Непострадавший в войне завод стоял безлюдным городом на берегу Преголи. Его сразу взяла под охрану комендатура №6, располагавшаяся рядом с заводом на нынешней Транспортной улице в доме №10.

В середине мая в г. Кёнигсберг прибыла группа специалистов из Ленинграда для обследования завода. Наши специалисты всюду находили свидетельства бесчеловечности фашистского режима. Так, машиностроительный цех №50 у немцев был на особом счету и работал в три смены даже во время налетов авиации и обстрела артиллерии. В цеху были оборудованы несколько бронированных наблюдательных точек, где располагались пулемётные расчёты. Такая же точка стояла на улице у выхода из цеха. Во время налёта авиации рабочие должны были работать, а кто пытался бежать, того расстреливали на месте.

После разгрома фашистской Германии у завода началась новая история. Поднимать производство приходилось в тяжелых условиях, но в кратчайшие сроки наши корабелы, которые направлялись сюда со всего Советского Союза, самоотверженным трудом добивались решения поставленных руководством страны задач.

Уже осенью 1945-го завод стал проводить мелкий ремонт больших и малых морских охотников, трофейных минных тральщиков. Советский Союз начал восстанавливать свои силы и укреплять обороноспособность страны.

В то время завод №820 (в 1966 году он был переименован в Прибалтийский Судостроительный завод «Янтарь») возглавлял Яков Владимирович Вердников, под чутким руководством которого началась история становления советского завода.

НАШИ ШТУРМОВИКИ

Многие участники штурма после окончания войны вернулись в город на завоеванную землю и посвятили трудовую жизнь становлению завода «Янтарь»: Макаров Михаил Павлович, Соловьёва Вера Терентьевна и Ионова Анна Дмитриевна.⠀

3 статей
">
Макаров Михаил Павлович

Родился 21 июля 1922 года в деревне Заболотва Гомельской области в Белоруссии. К семи годам Михаил Павлович остался сиротой, но окончил начальную школу, а в средней проучился только два года.

Подробнее
">
СОЛОВЬЕВА ВЕРА ТЕРЕНТЬЕНА

Соловьева Вера Терентьевна родилась 27 августа 1922 года в г. Смоленск в семье служащих. В 1938 году окончила школу, в 1940 году медицинское училище, в 1941 году торгово- кооперативный техникум

Подробнее
">
ИОНОВА (ЛЯПИНЦЕВА) АННА ДМИТРИЕВНА

Родилась 16 февраля 1923 года д. Тасханка Кесово-Горский район Калининградской области. Образование 7 классов. Призвана в ряды Красной Армии Кесово-Горским РВК

Подробнее
ВВЕРХ