RUS ENG
RUS ENG
Музейный комплекс завода «Янтарь»
Пресс-центр / Музейный комплекс завода «Янтарь»

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» входит в крупнейшую судостроительную компанию России - Объединенную судостроительную корпорацию, и является одним из ведущих предприятий отрасли, лидером отечественного военного кораблестроения.

Slide 2
Музей АО «ПСЗ «Янтарь» входит в ассоциацию военно-морских музеев РФ, которую возглавляет Центральный Военно-морской музей г.Санкт-Петербурга

▫️ Музей Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» вошел в ТОП-4 из 28 музеев - участников рейтинга "Корпоративные музеи предприятий ОПК", подведенного по итогам четырех сезонов (с 2018 по 2021 год).

▫️ Также музей отмечен в числе лучших из 112 участников всероссийского конкурса "Корпоративный музей".

Slide 2
Хранитель корпоративной истории

▫️ В относительно небольшом, но насыщенном выставочном зале музея можно узнать и про великое посольство Петра I, и про историю двух немецких заводов, на территории которых находится предприятие, о производстве на «Янтаре» боевых и гражданских кораблей и инженерных находках в судостроении, многие из которых были внедрены впервые именно здесь.

▫️ О том, что завод делал помимо кораблей – к примеру, памятники Калининграда, металлоконструкции для московского храма Христа Спасителя, о подготовке советской антарктической экспедиции, а также о погружении к "Титанику".

Slide 2
Хранитель корпоративной истории

▫️ Совместно с Министерством образования Калининградской области музей проводит большую профориентационную работу среди студентов и школьников.

▫️ Тесно сотрудничает и обменивается временными выставками с федеральным музеем Мирового океана, музеем Изобразительных искусств и музеем Янтаря.

▫️ В 2018 году музей завоевал Диплом 2 степени в номинации «Музей года» на I Всероссийском конкурсе корпоративных музеев.

▫️ В 2019 году музей победил в номинации «Музей для будущего» на II Всероссийском конкурсе корпоративных музеев.

previous arrow
next arrow
Shadow
История завода «Янтарь» ведет свой отсчет с 1 мая 1826 года, когда на праздновании Дня пивовара три кенигсбергских предпринимателя договорились об объединении своих мелких производств и создании завода «Унион Гизерай»- «Союз литейщиков». В начале 20 века это было крупнейшее градообразующее предприятие Кенигсберга с 16 тыс. человек, работавших на нем. При создании музея невозможно было обойти уникальную историю Калининградской области, теснейшим образом связанную с историей России и российским флотом, российским кораблестроением. В один из своих визитов в Кенигсберг, прогуливаясь по набережной, Петр I произнес: «Если бы это был мой город, я бы строил здесь корабли».

При определении концепции нашего музейного комплекса мы понимали, что если основой традиционного музея и его экспозиции является музейный предмет, то для корпоративного музея более важны транслируемые образы и смыслы. Учитывая широчайший диапазон посетителей завода, необходимо было сделать экспозицию музейного комплекса интересной, эмоционально захватывающей для всех от школьников до Первых лиц государства, и при этом каждый гость завода должен почувствовать, что находится на предприятии, причастном к фундаментальным свершениям и событиям в истории Родины, успешно работающем сегодня и нацеленном на будущее. Идея заключается в том, чтобы рассказать историю завода через факты из истории нашей страны, нашего края, нашего города, значимые события, о которых знают наши гости. При этом ключевая роль отводится экскурсоводу, который расставляет акценты, выстраивает драматургию. Экспозиция в этом случае служит иллюстрацией общения с гостями. Учитывалось и то, что самостоятельного посещения музея нет.

Экскурсия состоит из двух частей - общеисторической в музее и технической по цехам, стапелям и докам завода. При проведении профориентационных экскурсий школьники заходят в Ресурсный центр судостроения, созданный на базе Прибалтийского судостроительного техникума, находящегося на территории завода, где студенты показывают мастер-класс сварки на различных видах сварочного оборудования и работы на инновационном оборудовании.

Экскурсия начинается в музее, где выделены следующие разделы экспозиции:

🇷🇺 Русский край. В этом разделе говорится о тесном переплетении морской истории Отечества с историей Восточной Пруссии в 18-19 веках.

🇩🇪 Немецкая история завода (1828-1945). Здесь особый акцент делается на то, что завод тесно сотрудничал с Россией (награжден почетной медалью Правительства Российской Империи), а затем и с молодой Советской Республикой.

🇨🇳 Первые годы. Раздел рассказывает о первых шагах уже Советского завода, жизни первых переселенцев в Калининградскую область, общественной жизни заводчан, как решался квартирный вопрос и бытовые проблемы. Убедительно демонстрируется сильная социальная политика завода, как в советское время, так и сейчас.

Лучше чем возможно. В этом разделе экспозиции говорится о том, что завод всегда первым внедрял новейшие технологии судостроения. К примеру, если в 50-е годы завод первым в СССР внедрил технологию спуска кораблей на шаровых опорах качения, то сегодня наши специалисты первыми в России освоили оцинковку корпусов рыболовецких траулеров, при этом компетенции наших специалистов позволяют работать с самым передовым в мире оборудованием.

🛠 Судоремонт. Чисто техническая, сухая, казалось бы, тема, но гости узнают, почему и Первая, и Вторая Антарктические экспедиции Советского Союза к Южному полюсу готовились именно на «Янтаре», почему оскароносный фильм «Титаник» первыми в мире увидели работники «Янтаря».

🏣 Завод для города. Продолжая традиции немецкого предшественника, завод «Янтарь» помогает формировать городскую среду современного Калининграда, участвует в строительстве храмов, восстанавливает корабли исторического флота Музея Мирового океана, отшвартованные на реке Преголе.

17.03.2023_museum_4
17.03.2023_museum_9
17.03.2023_museum_8
17.03.2023_museum_5
17.03.2023_museum_10
17.03.2023_museum_11
17.03.2023_museum_7
previous arrow
next arrow
Shadow
Прежде, чем перейти к следующим разделам экспозиции гостям убедительно (фактами и документами) доказывается, что наш корпоративный слоган «Качество, проверенное морем»- не пустые слова.

Военное кораблестроение. Самый объемный и интересный раздел экспозиции, где через события в стране, в мире представлены корабли, построенные на заводе. Особо оговаривается то, что завод всегда строил и строит головные серии кораблей, что считается высоким искусством кораблестроения.

Гражданское судостроение. Не менее интересен раздел, ведь, к примеру, завод создал морскую часть Байкало-Амурской магистрали, построив 10 ледокольных железнодорожно-пассажирских паромов типа «Сахалин», а сегодня первым в стране строит серию сейнеров - траулеров для рыбаков Камчатки, активно сотрудничая с контрагентами Норвегии, Голландии и Японии в условиях санкций.

💬 Вперед в будущее. Раздел показывает широкие перспективы движения завода в будущее, рассказывает о проходящей реконструкции предприятия. Затем посетители музея переходят в музейный конференц-зал, где им демонстрируется пятиминутный ролик об этапах постройки и ходовых испытаний индийского фрегата. Сделанный индийской стороной, великолепно озвученный он никого не оставляет равнодушным.

Ударив в рынду (корабельный колокол) и оснастив головы заводскими касками, гости завода начинают знакомиться с производством. Благодаря тому, что на заводе одновременно на разных этапах строительства находятся несколько кораблей и судов, гости получают возможность увидеть процесс рождения корабля - от резки листов стали до готового заказа.

Гости имеют возможность увидеть корабль в разрезе, прикоснуться к днищу гиганта и, уже зная его имя, отследить судьбу после его ухода в самостоятельную жизнь. Обязательно посещение плавучего дока со стоящим на нем кораблем. Проходя или проезжая по улицам завода (каждая имеет свое название), гости знакомятся с немецкой промышленной архитектурой начало 20 века. Заканчивается экскурсия у памятника Калининградским корабелам, установленном в сквере перед заводоуправлением. Автор - народный художник России, действительный член Российской Академии Художеств Саливат Щербаков.

Следует сказать, что Калининградское музейное сообщество крепко дружит и активно сотрудничает между собой. Завод «Янтарь» представлен в экспозициях Музея мирового океана, Музея изобразительных искусств и Музея янтаря. Все три музея регулярно предоставляют свои временные выставки, подготовленные специально для заводчан. Музейный конференц-зал стал базой для молодежного совета завода. Совместно с Министерством образования Калининградской области музей завода проводит большую профориентационную работу, благодаря чему в наш Прибалтийский судостроительный техникум, находящийся на территории завода из года в год растет конкурс для поступления.

Музей АО «ПСЗ «Янтарь» входит в ассоциацию военно-морских музеев РФ, которую возглавляет Центральный Военно-морской музей г. Санкт-Петербурга. В данный момент музей готовится к обновлению и расширению своей экспозиции.

Контактная информация

Экскурсия на завод «Янтарь» возможна только организованными группами, по предварительной заявке с приложением списка всех участников мероприятия (ФИО, паспортные данные (или данные свидетельства о рождении), прописка). Заявка должна быть оформлена определенным образом  (образец приложен выше). Детские группы принимаются только на автобусах (в заявке указать марку, номер автобуса и данные водителя).

Обращаем Ваше внимание, что фотографирование возможно только в специально отведенных местах. Экскурсия занимает ориентировочно 1,5-2 часа.

Директор музея АО «ПСЗ «Янтарь

Финьков Александр Викторович:
+7 (929) 161 03 46

Заявку и список участников необходимо направить на электронную почту: e.volova@shipyard-yantar.ru

ВВЕРХ