RUS ENG
RUS ENG

Интервью «Корабел.ру» генерального директора завода

События / Интервью «Корабел.ру» генерального директора завода

03 ноября 2022

Сегодня отправляемся в Калининград на ПСЗ "Янтарь", где для России строится ряд значимых для ОПК и экономики страны кораблей и судов. Вопросы будем задавать непосредственно генеральному директору предприятия Илье Самарину.

Full 1
KORABEL.RU
Илья Самарин: «Санкции заводу не помеха»
Full 1
Shadow
Немного о биографии руководителя ПСЗ "Янтарь". Илья Сергеевич Самарин – потомственный корабел. Ещё его отец учился в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского, а после по стопам отца пошел и сын. Впоследствии Илья Самарин окончил Военно-морскую академию, Финансовую академию при правительстве РФ и Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Есть в истории генерального директора ПСЗ "Янтарь" и такой значимый момент, как служба в ВМФ России. При этом служба проходила не где-то, а на Северном флоте.

Кстати, в этом году предприятие было отмечено грамотой Президента РФ за добросовестную работу.

– Предлагаем начать интервью с самых первых шагов в освоении кораблестроения – обучении. У вас достаточно интересная и богатая профессиональная биография. Прослеживается преемственность от отца к сыну. Встречались ли педагоги, которые вам по-настоящему запомнились?

– Конечно. Были преподаватели, учившие ещё моего отца. Например, Николай Петрович Муру – очень серьезный педагог, который и давал знания, и требовал их. Учил он не только моего отца, но и брата и сделал из нас отличных инженеров-кораблестроителей.

– Пятерки одни получали или были и другие оценки?

– Я получал знания, которые пригодились в профессии. И делал это с удовольствием. Но еще хочу написать диссертацию, так как до этого как-то не складывалось.

– Что было после обучения?

– Служба. Тогда можно было и в училище остаться, а можно было пойти на флот. Я предпочел второе и около пяти лет своей жизни посвятил Северному флоту и практическому познанию военно-морского флота. И я этим очень горжусь, потому что жизнь позволила мне коснуться не только моря, но проверить себя в другой, серьезной работе, которая на тот период мне по-настоящему нравилась.

– Интересно, на ПСЗ "Янтарь" захаживали на ремонт корабли, на которых вы служили?

– Те корабли, на которых я служил, слишком большие для "Янтаря". А, вообще, мы обеспечиваем жизненный цикл выпущенных кораблей, как и положено. Сервис, ремонт – все выполняем вне зависимости от того, где корабль находится.

– Что было после службы?

– Дополнил свои знания рядом учебных заведений, о которых вы знаете из моей биографии, что дало мне возможность после флота начать трудиться в гражданской сфере.

– Перейдем непосредственно к ПСЗ "Янтарь". Как начинается ваш обычный рабочий день?

– С 7:00 утра! Обычно я на рабочем месте и на свежую голову занимаюсь документами. Скажу, что мне нравится коллектив завода, и я благодарен ОСК за проявленное ко мне доверие.

– Что дает ПСЗ "Янтарь" быть частью ОСК?

– ОСК – это локомотив, который движет вперёд предприятие и позволяет отстаивать позиции завода на Федеральном уровне. Кроме того, работа с Министерством Обороны РФ зависит только от ОСК.

– А есть ли конкуренция за заказы между заводами, входящими в ОСК?

– Она обязательно должна быть.

– Сколько сегодня заказов на заводе?

– Восемь кораблей. А вообще, строительство ведется по схеме: два корабля должны быть всегда на первичной обработке металла, два – на стапеле, два на достройке, два – завершать швартовые испытания и уходить в море. Но на сегодняшний день мы видим возможность завода взять чуть больше заказов. Это понимает и ОСК, и губернатор региона. У предприятия должна быть хотя бы пятилетняя загрузка, а коллектив должен быть уверен в завтрашнем дне.

Рассчитываем в ближайшее время подписать контракт на серию кораблей.

– Поговорим подробнее о проектах, которые реализуются на ПСЗ "Янтарь". "Евгений Горигледжан" уже прошел ходовые испытания?

– Он прошел практически 80% ходовых испытаний. Есть технические моменты по пропульсии, которые мы решим в ближайшее время и отправим судно на дальнейшие испытания.

– Расскажите про свою цифровую платформу, при помощи которой вы создали судно "Добрыня".

– Платформа появилась, как желание создать для региона и частных компаний удобный инструмент для проектирования маломерных судов. Чтобы можно было просто прийти, запросить судно с определенными параметрами длиной от 10 до 25 м., а программа бы выдала типовой проект вместе с РКД.

– Цифровая платформа рекомендует при этом определенную верфь, где лучше всего можно было бы построить судно?

– Полученную документацию потом можно на любом заводе использовать. Кстати, недавно представили цифровую платформу нашему губернатору и предложили её использовать для строительства судов, нужных региону.

– Что цифровая платформа может дать такому крупному предприятию, как ваше?

– На сегодня суть цифровой платформы в том, чтобы обкатать на ней пилотный проект, а после предлагать заказчику качественную услугу. А если конкретно по ПСЗ "Янтарь", то некогда завод выпускал огромное количество народных товаров. Речь идет о тех самых двухместных катамаранах с педалями, на которых практически все катались в СССР и России. Наша площадка позволяет выпускать огромное количество подобных катамаранов, а цифровая платформа станет базой для этого.

–15 июня ПСЗ "Янтарь" победил в конкурсе на строительство аварийно-спасательного ледокола. Что скажите об этом?

– Подтверждаю информацию. Сейчас мы находимся на стадии проектирования судна. Работа идет и очень интенсивно.

– Это будет единичный заказ?

– Да. Но в случае успешного проекта и создания рабочей документации, есть шанс получить типовое судно не только для Минтранса. "Певек" будет работать в Мурманске и заниматься спасением на воде.

– Правильно ли мы понимаем, что за основу судна взят какой-то прототип?

– Прототип берется всегда. Но есть требования, которые изменились с течением времени. Поэтому изменения могут быть куда более значительными. Мы сейчас на стадии подбора основных элементов судна и механизмов, чтобы можно было уже приступить к РКД. Возможно, на выходе судно изменится в главных размерениях.

– Кстати, об оборудовании. У кого планируете закупать его?

– Практически все будет российского производства.

– Что об этом скажите? Особенно нам интересна ваша позиция по поводу импортозамещения.

– Это всех нас дисциплинирует. Я за российское производство: если сегодня не заниматься развитием своего, то в будущем есть все шансы оказаться в схожей ситуации. Мы искренне рады, что отечественное оборудование выходит из тени, и что ПСЗ "Янтарь" сможет построить по-настоящему российское судно.

– Есть производители оборудования непосредственно из Калининграда?

– Да. Но даже с учетом того, что у нас в Калининграде важным аспектом является судостроение и судоремонт, создан консорциум, на котором судостроители делятся опытом и задают вопросы. Вы как-то спрашивали меня про Севера́, делаем ли мы что-то для Камчатки? Так вот, ряд оборудования для краболовов делается в Калининградской области. Даже есть заводы, которые производят светотехническое оборудование. Так же мы стремимся, чтобы налоги оставались в регионе, чтобы деньги шли на дороги, улицы и благоустройство городов.

Полный текст интервью по ссылке: Илья Самарин: «Санкции заводу не помеха»

Автор: Щеголихин Петр

ВВЕРХ