RUS ENG
RUS ENG
История предприятия
О предприятии / История предприятия

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» создан на основании постановления Государственного комитета обороны СССР от 8 июля 1945 года № 9467-С на месте Кёнигсбергской судоверфи, принадлежавшей немецкой фирме «Шихау», основанной в 1827 году и занимавшейся паровозостроением, машиностроением, судостроением. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года завод практически не пострадал, разрушения не превысили 5-8%, сохранились и здания, и причалы, но наиболее ценное оборудование было вывезено немцами до начала военных действий или приведено в негодность.

Созданному в июле 1945 года новому судостроительному заводу распоряжением Совета Народных Комиссаров от 2 августа 1945 г. № 1102-р присвоен № 820. Завод был подчинен 3-му Главному управлению Наркомата Судостроительной промышленности СССР, а с 18 марта 1946 года согласно постановлению Верховного Совета СССР – 3-му Главному управлению Министерства Судостроительной промышленности СССР.

31 января 1966 года завод № 820 был переименован в Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». В этом же году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1966 года за успешное выполнение производственного плана и освоение новой техники завод награждается Орденом Трудового Красного Знамени. Численность коллектива завода в 1970-1980 гг. составляла свыше 9000 человек.

Основной специализацией калининградской верфи стало строительство военных кораблей. Один из важнейших этапов развития завода связан с вводом в эксплуатацию в 1972 году стапеля с крытым эллингом «Янтарь», позволившего производить судна спусковым весом до 12000 тонн.

Всего за более чем 75 лет для отечественного и союзнических ВМФ было построено более 160 кораблей. Среди них – сторожевые и противолодочные корабли, большие десантные и большие разведывательные корабли. Со стапелей завода сошло также более 500 гражданских судов. Завод отре­монтировал более 450 гражданских судов и кораблей ВМФ.

С 2004 года наблюдается ощутимый рост финансирования государством оборонного заказа. В 2008 году завод вошёл в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Особенным стал 2009 год, когда «Янтарь» завершил строительство двух заказов – патрульное судно проекта 6457С типа «Спрут» для Пограничной службы ФСБ России, а сторожевой корабль проекта 11540 «Ярослав Мудрый» принят в состав Балтийского флота. В 2011 году руководство ОСК заявило, что судостроительный завод «Янтарь» занимает позицию одного из ведущих российских предприятий в строительстве боевых кораблей 2 и 3 ранга.

По линии военно-технического сотрудничества в 2013 году успешно завершено строительство трёх фрегатов проекта 11356 для ВМС Республики Индия. Корабли стали лучшими в своём классе в составе индийского флота. По итогам года завод был признан лучшим экспортёром судостроительной отрасли, согласно оценке Минпромторга РФ.

В 2014 году было завершено строительство многофункционального аварийно-спасательного судна «Балтика», построенного по инновационному проекту в кооперации с финскими судостроителями. Этот единственный в мире ледокол с функцией косого хода принят Росморречфлотом для работы в Финском заливе. В мае 2015 года Министерству обороны передано океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010. Это уникальное по своим возможностям судно было заложено в день 65-летия завода 8 июля 2010 года и получило название в его честь.

В период 2016-2017 гг. в состав ВМФ России переданы три первых сторожевых корабля проекта 11356 – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Мощности завода задействованы более чем на 80%, это одно из самых загруженных предприятий отрасли.

Благодаря накопленному опыту судостроительный завод «Янтарь» успешно занимает свою нишу в области гражданского судостроения.   В январе 2016 года был подписан контракт на строительство трёх траулеров новейшего проекта, а в 2018 был подписан   контракт на постройку БМРТ проекта 5670WSD.  Впервые за последние 20 лет на российской верфи началось строительство судов подобного типа для отечественного заказчика. Серия траулеров-сейнеров проекта SK-3101R, которую Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» построил для Рыболовецкого колхоза имени Ленина, дала яркий старт для развития рыбопромыслового флота России и инвестиционной программе «квоты под киль», реализуемой по поручению президента РФ.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» стремится использовать весь свой накопленный опыт для эффективного выполнения государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», целью которой является повышение уровня конкурентоспособности продукции российского судостроения на внутреннем и мировом рынках сбыта. В планах развития предприятия намечен целый комплекс мер по преобразованию производственных мощностей, модернизации оборудования и увеличения кадрового потенциала завода.

1945-1950 годы. Победное начало
Довоенные годы: «Унион Гизерай» и кёнигсбергская верфь «Шихау»
ВВЕРХ